Латиноамериканский дайджест. Выпуск 7

Латинская Америка спотыкается на пути к здоровой наркополитике

Текст — Джеймс Баржент

58c3b9713c1ab09b3877602ba209a61f

В странах Латинской Америки постепенно устанавливается консенсус по поводу того, что употребление наркотиков должно рассматриваться с позиций здоровья, а не криминальной ответственности. Но насколько эта риторика воплощается в жизнь? Доклад исследовательского консорциума по наркотикам и праву (CEDD), анализирующий государственные подходы к потреблению наркотиков в Латинской Америке, обнаруживает, что несмотря на недавние сдвиги в наркополитике, карательные меры, принятые в рамках системы уголовного правосудия, остаются нормой  —  даже в странах, где употребление наркотиков не является незаконным.

Согласно CEDD, криминализация стигматизирует наркопотребителей и нарушает их основные права, такие как право на здоровье, информацию, личную автономию и самоопределение. Она оказывает небольшое влияние на снижение уровня потребления, поглощая при этом значительное количество государственных ресурсов. Тем не менее, криминализация остается доминирующей парадигмой в латиноамериканских странах,  где правовые реформы призывают к новому подходу и борются за то, чтобы оказать влияние на происходящее на улицах, а также в залах судов и тюрьмах.

В докладе утверждается, что региональные власти не только не смогли реализовать реформы, но и сложили с себя ответственность за здоровье потребителей наркотиков, оставляя большую часть работы по лечению от наркозависимости в частном секторе. По мнению авторов исследования, как государственные, так и частные инициативы уделяют слишком много внимания пропаганде воздержания от веществ, а не программам снижения вреда, которые показывают себя более эффективными в снижении ущерба, причиняемого употреблением наркотиков.

Доклад также выделяет несколько подходов, которые набирают популярность в некоторых странах, но которые исследователи считают непродуктивными:  принудительное лечение и судебные дела за употребление наркотиков, где обвиняемым предлагается выбор между лечением и уголовным преследованием. CEDD призывает к прекращению карательной политики, заявляя, что употребление наркотиков не должно рассматриваться как уголовное дело, и что хранение и культивирование для личного использования должны быть исключены из числа уголовно наказуемых деяний, изменения при этом должны коснуться не только нормативно-правовой базы, но и практики работы правоохранительных и судебных органов.

?сследователи также рекомендуют сделать упор как на образовании и предоставлении информации по профилактике и снижению вреда, так и на серьезных инвестициях в научно-обоснованные методы лечения наркозависимости. Такие методы, по их утверждению, должны не сваливать в кучу все виды употребления наркотиков, а проводить различия между проблемными и не проблемными нарковеществами, частым и нечастым использованием и т.д.

В докладе рассматриваются восемь стран:  Аргентина, Боливия, Бразилия, Колумбия, Эквадор, Мексика, Перу, Уругвай и Чили.

 

Аргентина

Согласно CEDD, Аргентина приняла «запретительно-воздержательную» правовую базу, подкрепленную стигматизирующим дискурсом в отношении потребителей наркотиков, которых она «поставила  в парадоксальное положение «преступников» иодновременно«больных». То есть в политике по отношению к употреблению наркотиков по-прежнему доминирует карательный подход, и программы лечения и медицинского обслуживания тесно связаны с мерами соблюдения безопасности.

 

Боливия

Хотя употребление наркотиков и их хранение для личного потребления не являются незаконными в Боливии, CEDDутверждает, что положения, касающиеся принудительного лечения рядовых пользователей,  де-факто являются их криминализацией.Кроме того, количество веществ  для личного потребления  определяется на индивидуальной основе, и людям, пойманным с таким небольшим количеством наркотических средства, как грамм кокаина,  может быть предъявлено обвинение в незаконном обороте наркотиков – обвинение,  также предъявляемое  тем, кто продает наркотики в небольших количествах.

 

Бразилия

Существующая правовая база Бразилии в области наркополитики основывается на так называемой «депенализации» — освобождения от штрафов  —  это означает, что потребителей наркотиков не сажают в тюрьмы, а используют по отношению к ним альтернативные санкции. Тем не менее, закон не устанавливает критерии для проведения различения между наркопотребителями и наркоторговцами, оставляя этот вопрос на усмотрение  полиции и судебных органов, что означает, что многие наркопотребители преследуются как торговцы. Такие противоречия встречаются в наркополитике Бразилии в изобилии, по сообщению CEDD. Страна разработала стратегию приоритета вопросов профилактики и снижения вреда, признавая права потребителей наркотиков и различия между проблемным и не проблемным потреблением, при этом параллельно расширяя программы принудительного лечения и вводя еще  более жесткие карательные меры уголовного правосудия.

 

Колумбия

Употребление наркотиков и хранение для личного пользования исключено из числа уголовно наказуемых деяний конституции Колумбии, хотя юридически это часто оспаривается. Новое законодательство защищает права наркопотребителей и подчеркивает приоритет политики снижении вреда и защиты здоровья над карательными мерами. Тем не менее, по мнению CEDD, существуют юридические неточности, которые приводят к путанице и избирательному толкованию того,  что считать хранением  для личного использования и что для распространения. Кроме того, государственные обязательства по предоставлению услуг для лечения наркозависимости  реализуются не везде  и их качество сильно варьируется.

 

Эквадор

В Эквадоре разработана противоречивая правовая база в области употребления наркотиков – употребление не является преступлением, но хранение является  уголовно наказуемым деянием. Правительство попыталось определить критерии разграничения в  количествах для личного использования и для распространения, но, по мнению CEDD, судьи часто предпочитают выносить обвинительные приговоры в случае хранения веществ, несмотря на доказательства того, что это количество предназначено для личного потребления. Лечение  наркозависимости в основном находится в частных руках и имеет сильный религиозный аспект, а анонимные центры лечения известны своей  жестокостью по отношению к потребителям. Уже после публикации доклада CEDDв Эквадоре был принят новый закон, направленный на то, чтобы потребители и мелкие правонарушители не классифицировались как наркоторговцы.

 

Мексика

С 2009 года в нормативно-правовой базе в Мексике четко определено количество наркотиков, которое классифицируется для личного пользования и не наказывается лишением свободы.  Количество, превышающее эту величину до 1000 раз, классифицируется как мелкая наркоторговля (микро-наркоторговля) и это преступление попадает под юрисдикцию каждого отдельного штата, в то время как количество, более 1000 раз превышающее эту величину,  классифицируется как незаконный оборот наркотиков и является федеральным преступлением. Согласно CEDD, пользователи по-прежнему сталкиваются с криминализацией, если не лишением свободы, так как даже те, кто был пойман с «личным» количеством,  попадают под арест и расследование, в то время как пороги установлены так низко, что многие пользователи попадают в категорию поставщиков. В случаях ареста потребителей наркотиков прокуратура обязана уведомить работников медицинских служб, которые должны сподвигнуть пользователей обратиться за медицинской помощью для лечения наркозависимости. Тем не менее, по данным CEDD,  нет никакой ясности относительно того, как это должно работать на практике.

 

Перу

? государство, и гражданское общество в Перу крайне консервативны и проводят ограничительную политику в отношении наркотиков, так же, как и полиция, и судебная система обычно занимают крайне жесткую позицию по отношению к наркопотреблению, как сообщает CEDD. Личное использование не является наказуемым в соответствии с уголовным кодексом, а также были юридически приняты меры, вводящие разграничение  между использованием и распространением наркотиков. Тем не менее, эти пороги очень низкие и любой, кто их превышает, рассматриваются в качестве дилера или наркоторговца. В докладе отмечается, что Перуанская полиция часто подбрасывает пользователям наркотики, чтобы превысить этот порог, или требует взятки, чтобы этого избежать. Согласно CEDD, правительство избегает ответственности за программы профилактики и лечения наркозависимости, которые почти полностью остаются в плохо регулируемом частном секторе.

 

Уругвай

CEDDобвиняет Уругвай в использовании двойных стандартов в политике в области наркотиков: полностью легализовав производство, продажу и использование марихуаны, с одной стороны, они проводят более жесткую линию в отношении других веществ через низкие ограничительные пороги личного использования и программы принудительного лечения. Хранение для личного использования любого препарата исключено из числа уголовно наказуемых действий, но то, что именно составляет это количество «для личного использования», остается на свободное усмотрение судьи, открытым для интерпретаций, и часто основывается на мнении судьи, какое количество является вредным для здоровья наркопотребителей. Действующее законодательство позволяет арестованным пользователям пройти медицинское обследование и, в случае установления наркозависимости,  отправиться  на принудительное лечение.

 

Отчет CEDD является большим вкладом в существующие научные исследования,  он выявляет  слабые места репрессивной наркополитики. За последние полвека такая политика мало что дала, кроме переполнения уже наполненных  тюрем,  превращения граждан, которые могли бы быть законопослушными, в преступников  и обеспечение  наркоманов вместо помощи, в которой они нуждаются,  страхом наказания и общественного осуждения.

В  большинстве стран Латинской Америки уровень употребление наркотиков быстро растет, чему способствуют  такие факторы, как рост среднего класса, либерализация социальных отношений  и доступность наркотиков по низким ценам,- в силу того, что преступные группы фокусируются на небольших прибылях при низких рисках на отечественных рынках сбыта наркотиков. В этих условиях  поиск научно-обоснованной стратегии по вопросу наркопотребления  становится более насущны, чем когда-либо, для стран Латинской Америки, и переход от криминализации к подходу, основанному на содействии здоровью, является положительной тенденцией.

Как было подчеркнуто в докладе CEDD, этот переход часто бывает непростым,  полным противоречий и непроясненных моментов. В то время как политика в отношении наркотиков является областью, которая требует серьезного внимания, эти противоречия, возможно, являются неизбежным следствием попыток изменить парадигму, которая доминировала в этой сфере на протяжении большей части прошлого века. Преодолеть опыт десятилетий бескомпромиссной политики и социальной стигматизации наркопотребления, который создал глубоко укоренившееся отношение к этому как у государственных учреждений, так и населения в целом, будет нелегко. Тем не менее, этот подход рассматривает только часть проблемы. Негативное влияние употребления наркотиков  касается не только пользователей, но и  включает в себя насилие и коррупцию, вызванную  преступными группами, которые контролируют наркоторговлю. Латинская Америка является одним из наиболее пострадавших регионов в мире, где целые страны доведены до грани несостоятельности  государств под влиянием незаконного оборота наркотиков.

Декриминализация и дестигматизация употребления наркотиков часто сопровождается продолжением жесткой политики борьбы с производством и распространением, а иногда даже ужесточением таких позиций  для того, чтобы избежать критики по отношению к  «мягкой наркополитике». Это создает свои опасные моменты и может играть на руку организованной преступности. Потребительский рынок наркотиков, вероятно, продолжит расширяться, то есть увеличивать прибыли, которые можно сделать на борьбе с ним и на коррумпировании государственных учреждений. Необходимо переосмыслить существующую парадигму в отношении  наркопотребления в срочном порядке, но если это переосмысление не является частью комплексного подхода, который рассматривает изменения в парадигме не только для потребления, но и для производства и распространения наркотиков, оно вполне может усугубить одни проблемы при решении других.

 


Материалы изданы и (или) распространены некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента.