Латиноамериканский дайджест. Выпуск 3

В третьем выпуске дайджеста мы продолжаем исследование истории листа коки – боливиец Фьерне Набоер знакомит нас с традицией его выращивания в Андах, его питательными свойствами, религиозными и социальными аспектами в контексте культурного сопротивления коренного населения Латинской Америки, а также с открытием процесса извлечения алкалоида кокаина из листьев коки, его распространением на европейский рынок и как это привело к его запрещению.

 

koka

 

Фьерне Набоер/ Боливия

Лист коки в Боливии. Фрагмент интервью со Сденкой Сильвой для документального фильма «Нулевая кока»

Кока в колонии Лист коки имеет 5000-летнюю историю. Археологические данные свидетельствуют о том, что лист коки использовался кочевыми племенами уже в пост-ледниковый период. Культуры, которые использовали коку, пересекли всю Латинскую Америку, начиная от Центральной ее части — мы говорим о регионах Коклес, Аруасакос, Вальдивия, Мачачильяс. На самом деле, все коренное латиноамериканское население жевало коку, невозможно представить себе культуру коренных народов, которые бы не жевали коку в Латинской Америке. Лист коки или Мамакука, как ее называли племена Аймара и Кечуа, во всех этих культурах являлся священным. Зона Юнга – солнечная долина в Ла-Пас и Перу — всегда использовалась для выращивания коки. Не существует ни одного летописца, который бы не упомянул об использовании листьев коки во времена пришествия испанцев. Один летописец написал: «Все эти индейцы жуют траву во рту и смотрятся так же уродливо, как мулы «. Лист коки всегда имел большое значение как религиозный символ в духовной культуре Анд, поэтому инквизиция, занимаясь искоренением идолопоклонства, запретила лист коки. В библиотеке Динмарка хранится рисунок Гуамана Пома Аялы, где изображены методы преследования и расправы над индейцами, к которым прибегала инквизиция за употребление коки. Но когда были обнаружены плодородные горы Потоси – на то время самое богатое месторождение серебра в мире – потребовалось максимально увеличить производительность труда коренных жителей. Выяснилось, что индеец может выдержать до 48 часов изнурительной работы, жуя листья коки. Тогда король Филипп II объявил, что листья коки идут на пользу индейцам и что это является необходимым условием их работы. Церковь начинает собирать десятину с местных жителей, и испанцы присваивают себе торговлю листьями коки. После серебра Потоси кока становится крупнейшим товаром всей колониальной эпохи. Свойства листьев коки Наиболее серьезные научные исследования, касающиеся листьев коки, выпустил Гарвардский университет. Лист коки является одним из лучших продуктов питания в мире. Не существует растения, содержащего столько белков, витаминов и минералов, как листья коки. Лист коки содержит больше кальция, чем молоко и яйца, больше белка, чем мясо, содержит витамин А и много других витаминов. Многие исследователи только сейчас поняли, почему индейцы всегда так дорожили листьями коки. Никакие стимуляторы не производят энергию, они приводят к тому, что вы тратите всю свою энергию и в результате устаёте, оставшись совсем без энергии. Именно поэтому в долгосрочной перспективе стимуляторы приводят к истощению, в отличие от листьев коки. Лист коки содержит 13 алкалоидов, и только один из них является кокаином. Доля кокаина, содержащегося в каждом листе — 0,001%, что в действительности очень мало. Хотя лист коки является очень сильным стимулятором, это компенсируется тем, что он также очень питательный, он дает энергию, еду и кислород. Эффект жевания приводит к лучшему поглощению кислорода головным мозгом, регулирует уровень сахара в крови, предотвращает тромбоз, идеально подходит для роста и т.д.

Кока и общество

Для коренного индейца племени Аймара и Кечуа из Перу, Боливии, Эквадора, северной части Аргентины, северного Чили — жевание листа коки по сей день также является частью культурного сопротивления. Значение использования листа коки с колониальных времен до наших дней было утеряно, но для индейца листья коки связаны с понятием идентичности. Кока пронизывает все пласты жизни коренного населения. Не существует праздника или торжества, где не представлен лист коки. Жевать лист коки — значит быть коренным индейцем, иметь хорошие манеры и добрые намерения. Когда выбирается новый глава сообщества, ему вручаются в подарок листья коки. Если ему не дарят коку, это означает, что его не любят, если дарят мало — более или менее поддерживают его, и если он получил много – то его любят. Если я индеец и я считаю, что вы мой друг, я должен пригласить вас на коку. Листья коки присутствуют в любом типе социальных отношений. Когда речь шла о замещении коки, те, кто вводили эти программы, спросили у индейцев, чем бы они хотели их заменить, и крестьяне не знали, что ответить. Кока является пищевой добавкой, но она используется не только в качестве пищи, как обычно считается, а больше как предмет роскоши, который показывает человеческие намерения — намерения дружбы и привязанности.

Кока и религия

Лист коки — «мама кока» — и то, как наши предки учили его использовать, это пересечение трех уровней: верхнего, среднего и нижнего. Кока — это то, что знает прошлое, то, что знает будущее и то, что знает о смерти. В 80-х годах антропологи Картер и Мамани сделали перепись населения в Боливии, которая показала, что 92% коренного населения Боливии жуют листья коки. До тех пор кока была связана только с использованием во время тяжелой работы. Это было виденье колонизаторов. Колония пыталась низвергнуть священное. Священный листа коки, использовавшийся в социальной, ритуальной и духовной жизни, стал использоваться колонией для поддержки рабства и эксплуатации. И это до сих пор сохраняется. Высокие темпы потребления коки в Боливии связаны с повышением производительности труда. Но старики также жуют коку. Почему? Понимание смерти у коренных индейцев очень близко к тибетцам: после смерти начинается длинный путь, который надо пройти. Так как коке известно все о смерти, кока является руководством в этом пути. Так как коке известно все о будущем и о смерти, она является священной.

Взаимность

Кока является проводником взаимности. Тема взаимности — не только Латиноамериканская, она общечеловеческая, доисторическая. Это некое видение жизни, где нужно давать и брать во всех смыслах – по отношению к природе, к духам, к людям. Тема взаимности здесь, в Андах, является очень сложным и очень сильным процессом. Кока является проводником взаимности. Она показывает, сколько я даю и сколько я получаю, мои намерения во всех аспектах, включая духовные, и если я хочу, чтобы боги мне помогали, я должен принести в дар коку. Ни один ритуал невозможен без листьев коки. Использование коки в шахтах Из поколения в поколение шахтеры уже не являются коренными индейцами. Из поколения в поколение шахтеры — это шахтеры, они политизированы и имеют политические разногласия. Они могут быть троцкистами, маоистами, анархистами и т.д., но ни один шахтер не войдет в шахту, не принеся коку в дар Дяде. Дядя — это внутренний дух. Дядя представляет нижних духов. Они темные и порочные, но если им предложить что-нибудь, они становятся защитниками. Вот почему первое, что делает шахтер (будь он марксистом или студентом университета), когда входит в шахту – приносит коку в дар Дяде, потому что тогда Дядя становится его защитником.

Выращивание коки

Выращивание листьев коки в традиционной области Юнгас де ла Пас Лист коки выращивается в любом виде почвы , выдерживает засуху, живет от 30 до 50 лет и приводит к 4 урожаям в год. Он является очень продуктивным и всегда имеет спрос на рынке. В области Юнгас, что в трех часах от поселения Пас, кока выращивается на террасах. Эти террасы являются необходимыми сооружениями, поскольку посадки коки располагаются на склонах холмов, и проливные дожди могут уничтожить плантации. Террасы защищают растения и сохраняют воду, обогащенную минералами, которая бежит со склонов гор. Такие террасы не просто сделать, так как они должны простоять не менее тридцати лет — пока живет растение. «Айни» Фермер никогда не будет использовать труд чернорабочих, вся работа является коммунальной: «айни» — сегодня для тебя, завтра для меня. Сегодня я буду работать для вас, вы работаете для меня завтра. Индейцы говорят: работа «айни» — это то же самое, что работа на себя. Если вы делаете хорошо работу для меня, я буду работать хорошо для вас. Вся община работает на плантациях коки. Сейчас «Айни» исчезают в Перу и Боливии. Урожай Урожай — это очень красиво. Собирают урожай женщины, они надевают свои лучшие одежды, а свободные мужчины ходят вокруг них и слушают, как они поют,- все это такой традиционный праздник. Урожай собирают лист за листом, если сломать один лист – погибнет все растение. Надо уметь это делать, и все сообщество этим занимается из года в год. После уборки урожая листья помещают высыхать на специальных дворах. Правильное обезвоживание – это другая древняя Андская технология, листья коки так хорошо высушиваются, что не ломаются даже при складывании. Как говорит антрополог Элисон Спеддинг, когда пара женится, первое, что они делают – это строят дом и сажают плантацию коки. Сначала плантация молода, как и они, и производит мало, но потом рождаются дети, дети вырастают, и когда дети женятся, молодая пара несколько лет живет с родителями. Образуется большая семья, как и плантация к этому времени уже производит коки в изобилии, ее хватает на всех. После того, как дети покидают отчий дом, пара стареет в одиночестве, так же, как их старая плантация — кока живет, растет и умирает вместе с ними. Гуляя по Юнгас, если разбираться в растениях, можно узнать, кто живет в каком доме.

Кока и кокаин на европейских рынках

В 1860 году был обнаружен кокаин. Немецкий химик Альберт Ниман извлек алкалоид кокаина из листьев коки, что привело к буму в Европе, так как это был первый известный им анестетик. Коренные жители знали об анестезирующем эффекте еще со времен племен инков и пураков. В то время как в Европе делали концентрат из листьев коки для обезболивания, индейцы опьяняли пациента и быстро оперировали , удаляли стрелу или пулю. Таким образом, обнаружение кокаина в Европе вызывает революцию, исторический прыжок от быстрой операция с кричащим больным к медленным операциям со сложными процессами. Кокаин становится очень известным. Мерк Парк и Дэвис являются одними из первых компаний, которые стали производить кокаин на промышленном уровне. Они начинают покупать тонны листьев коки в Перу и Боливии и превращают этот в довольно прибыльный бизнес. С другой стороны Фрейд становится одним из первых исследователей, наряду с Ниманом, который открывает кокаин не в качестве анестезирующего средства, а как стимулятор, и есть книга под названием «Uber Coca» («Под кокаином»), которая рассказывает о кокаине и восхваляет его качества. Становится известным не только кокаин, но и листья коки. В 1863 году создается вино Мариани – вино на основе листьев коки, которое является сильно тонизирующим. Пока все это происходило в Европе, в США алкогольные напитки были запрещены. В 1886 г-н. Джон Пембертон, вдохновившись вином Мариани, решает сделать крепкий как алкоголь напиток. Для этого он делает смесь кокаина, кофеина и колы (кола — это африканский орех, который содержит больше кофеина, чем кофе). И результатом оказывается то, что мы называем напитком, «подымающим мертвых» — мощный стимулятор Кока-кола. Через три года Кока-кола уже был известна по всему США и через пять — по всему миру. Затем начинается кампания против Кока-колы, потому что начинается борьба с кокаином вследствие эффектов, к которым привело злоупотребление им некоторыми потребителями. Параллельно лаборатории в США создают искусственный кокаин, то есть тот, который имитирует кокаин. Молекулы кокаина были взяты из листьев коки и сформировали новокаин, являющийся искусственным кокаином. После этого и начинается война между транснациональными корпорациями, которые контролируют рынок напитка. В 1949 году американский банкир Говард Фонд, (который, стоит отметить, был президентом компании Североамериканская фармацевтика), приехал в Перу и Боливию с господином Хунгаро. Никто из них не говорил на хорошем испанском и тем более на языке аймара или кечуа. Эта «комиссия» приехала, чтобы сделать 3-х месячное «исследование», (хотя никаких серьезных исследований не может быть сделано за три месяца) и определить, что лист коки вызывает умственную отсталость и является причиной бедности в Латинской Америке. На основании этого исследования было рекомендовано, чтобы Организация Объединенных Наций начала искоренение коки. Десять лет спустя было подписано международное Женевское соглашение, оно до сих пор в силе, в котором лист коки был помещен вместе с кокаином в список наркотических веществ. Листу коки присваивается незаконный статус, и тем самым кокаин изымается из медицинской практики. Кокаин был изъят из медицинского обращения международным правом, но полностью он не был искоренен. Натуральный кокаин, извлеченный из листьев коки, по-прежнему используется в медицине, так как он обладает высоким качеством и обычно используется для деликатных операций: операции на глаза, нервы и т.д.. По сегодняшний день США имеет разрешение покупать тонны листьев коки для производства Кока-колы и кокаина в медицинских целях, в то время как Боливия не имеет права экспортировать ни чай из листьев коки, ни другие продукты, потому что это незаконно.


Материалы изданы и (или) распространены некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента.