Коллекционер ЛСД

У Марка Маклауда есть около 30 тысяч «марок» ЛСД. В своем доме в Сан-Франциско он собирает их, помещает в рамки и каталогизирует, из-за чего его иногда арестовывает Управление по контролю за распространением наркотиков. Большая часть «марок» уже слишком стара для того, чтобы отправить кого-либо в трип, однако на их внешнем виде это не отражается.

Марк Маклауд, фото c сайта Vice

Марк Маклауд, фото c сайта Vice

На сайте BlotterArt.com, посвященном коллекционированию кислотных промокашек, Маклауда называют отцом этого занятия. «Отец коллекционирования искусства на промокашках», владелец самой большой и разнообразной в мире коллекции такого рода и основатель Института нелегальных изображений некоторые картинки для «марок» создал самостоятельно. Самая известная из них — двустороннее перфорированное изображение кэрролловской Алисы, пролезающей через зеркало. По коллекции Маклауда можно легко проследить историю ЛСД-искусства: в его доме можно найти как изображения традиционных психоделических фракталов и религиозных образов, так и портреты культовых для контркультуры личностей вроде Тимоти Лири и изобретателя ЛСД Альберта Хофманна. Есть даже картинки, подписанные этими уважаемыми людьми лично, а также «марки» с Михаилом Горбачевым.

"Alice Through the Looking Glass", лицевая сторона, изображение с сайта коллекционера

«Alice Through the Looking Glass», лицевая сторона, изображение с сайта коллекционера

Свое увлечение Марк объясняет детским интересом к «маленьким и хорошо сделанным вещицам». «Я рос в Аргентине, и там продавались такие маленькие альбомы, один я помню очень хорошо — «Оружие Второй мировой войны». Внутри жвачек были вкладыши для коллекционирования, и мы пытались наполнить ими эти альбомы, чтобы себя развлечь», — вспоминает Маклауд в интервью Vice.

В Буэнос-Айресе Маклауд прожил до 12-летнего возраста, после чего в 1966 году его отправили в школу-интернат в городе Клермонт, Калифорния. «Я стал американским восьмиклассником, читающим «Двери восприятия» (эссе Олдоса Хаксли, в котором тот описывает свой опыт употребления мескалина) и курящим траву, а позже употребляющим мескалин, когда он появился», — рассказывает коллекционер «марок».

Маклауду было 13, когда он впервые попробовал ЛСД. Будущий коллекционер ЛСД сразу отметил «образовательный эффект» от употребления вещества. Вначале ЛСД распространялось в виде капель на обычной бумаге — в 1968 году, по словам Маклауда, так выглядела первая «кислота», доступная за деньги: «Она появилась в Нью Йорке, и ее делал великий подпольный химик по имени Призрак — мир праху его — называлась она «пять-на-двадцать». На карточке размером с автохромную пленку было пять капель на 20 (к сожалению, Маклауд не уточняет, на 20 чего) и распространялись карточки в упаковках «Кодак»». Первые «марки» с картинками появились лишь в 70-е годы. Изначально листы, которые потом делились на «марки», были размером с упаковку от виниловой пластинки, что позволяло их перевозить под видом обложек, а изображение было одно, одноцветное и на весь лист. Довольно быстро отдельные картинки появились на каждой «марке», причем с большим количеством деталей.

"Captain L". Вероятно, первый в мире образец ЛСД-искусства, изображение с сайта Blotter Art

«Captain L». Вероятно, первый в мире образец ЛСД-искусства, изображение с сайта Blotter Art

«Я был очень трудным семнадцатилетним подростком. Только что умер Хендрикс, так что я принял 300 микрограмм ЛСД и материя, в которой я существовал, изменилась», — вспоминает Маклауд момент, после которого начал осознанно коллекционировать «марки». — «Сначала я хранил их в морозилке, и это было проблемой, потому что я продолжал их есть. Когда же появилась «кислота» Альберта Хофманна (судя по всему, Маклауд имеет в виду знаменитое изображение велосипедиста), я подумал: «***, я поставлю это в рамку!» Именно тогда я понял, что если попробую это проглотить, то подавлюсь рамкой».

Первую выставку своей коллекции Маклауд провел в 1987 году во время празднования двадцатилетия «Лета любви» (лето 1967 года, когда около 100 тысяч хиппи со всего мира собрались в квартале Сан-Франциско Хэйт-Эшбери, один из пиковых моментов психоделической революции). Большое арт-шоу, в рамках которого была показана коллекция, состоялось в художественном институте Сан-Франциско. «В 1987 году было еще достаточно свободно для того, чтобы устроить потом кислотную вечеринку со всеми», — отмечает коллекционер.

Маклауд и его коллекция, фото с сайта Vice

Маклауд и его коллекция, фото с сайта Vice

По словам Маклауда, он не избегает арестов и пережил их уже несколько раз, всегда за одно и то же — за «производство и распространение наркотиков». До серьезных проблем доходило как минимум дважды. «В 2000-е наркополиция поймала группу школьников из Канзаса, это навело их на дилеров в Новом Орлеане, и каким-то образом в их показаниях оказался я. Полицейские хотели посадить меня на всю оставшуюся жизнь, но не смогли, потому что «марки» уже старые и не действуют. Потом им пришлось сдать все свои доказательства — пару папок с фотографиями моей коллекции. Пошли они на ***», — заключает Маклауд.

Принты с увеличенными изображениями из своей коллекции Маклауд продает на своем сайте Blotter Barn. Как подчеркивается на сайте, все они напечатаны при помощи старых чернил и на 100% свободны от ЛСД. В одном из своих старых интервью коллекционер уверяет, что первым примером ЛСД-арта является изображение «Капитана Л», или «Капитана ЛСД». «Капитан» выглядит практически как известный Капитан Америка, только вместо звезды у него на щите располагается буква «Л». У промокашки не было традиционной перфорации и, по словам Маклауда, после своего появления в Сан-Франциско в начале 70-х она практически не покидала город — местным психоделическим сообществом она очень ценилась из-за красоты и экзотического на тот момент вида.

«Если мы сохраним примеры этих кислотных листков, они станут частью истории. Наши дети их увидят и смогут понять, что же с нами произошло, когда мы все так радикально изменились в 60-е и что может быть названо возрождением», — уверен Маклауд.

Юлиана Лизер


Материалы изданы и (или) распространены некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента.